Сотвори себе дворец

Лепнина была известна еще в Древнем Египте. И в античной Греции колонны и фасады зданий нередко покрывались рельефными украшениями. Наивысшего расцвета искусство создания лепных орнаментов достигло в эпоху барокко. Примерно в это время отдельные элементы роскошных фигурных композиций дворцов и храмов начали использовать для создания интерьеров жилых домов и рабочих кабинетов. И сегодня во многих домах ХIХ - начала ХХ века можно встретить сохранившиеся образцы лепного декора. Впрочем, со  временем, лепнина была объявлена "пережитком прошлого", "мещанством" и предана забвению.

В наши дни особый стиль лепного орнамента переживает второе рождение. Любому помещению, даже типовой квартире, он придает индивидуальность и благородство. Розетки,  карнизы, вензеля, пилястры, кессоны, вазы, шишки, шары, венки, гирлянды - многообразие рельефов безгранично. Лепниной украшают стены и потолки. Продается современная лепнина в виде отдельных модулей и элементов, из которых, как из мозаики, собирается единая композиция, соответствующая стилю и особенностям того или иного интерьера и вкусу создателя.
Можно загрузить рельефом все возможные поверхности и плоскости, чтобы нигде не оставалось гладкого места или, напротив, ограничиться скромной розеткой и изысканным карнизом под потолком. Очень эффектно смотрится асимметричное расположение рельефов. Для деловых офисов и кабинетов прекрасно подойдут геометрические фигуры (круги, квадраты, равносторонние треугольники, овалы) из простой филенки. Преобразить входную дверь поможет  обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью. Можно украсить лепниной диагонально противоположные углы комнаты или положить по длине помещения один орнамент и совершенно другой - по ширине.
Что касается цвета, то здесь возможности безграничны: зефирно-белые рельефы прекрасно сочетаются с пастельными тонами и особенно нежно-розовым, бледно-оливковым, нежно-голубым, цветом слоновой кости. Лепнина дает неограниченные возможности для экспериментирования.
Как это было
В России лепниной стали украшать здания только на рубеже XVII-XVIII вв. Но вскоре, в сочетании с монументальной живописью, она стала излюбленным приемом декорирования интерьера. Белая матовая поверхность лепнины создавала особенный эффект, не похожий на блеск позолоченной резьбы. В силу самого материала переходы светотени становились нежнее и мягче, а форма пластичнее. Белый сочный рельеф отчетливо выступал на ярких голубых, нежно-зеленых, желтых, розовых стенах. Лепниной обрамлялись окна, арки, камины, потолки и т.д.
Вначале технология изготовления лепного декора была связана с крепкими традициями русской деревянной резьбы. Иногда мастера, по старинке, ножом корректировали формы. Благо лепнина изготавливалась из мягкого камня. Но поскольку этот материал был слишком дорог, часто использовались его дешевые заменители: гипс и алебастр. Применялась также техника "стукко", которая смешивала гипс или глину с добавками мраморной или гранитной крошки. Лепнина делалась вручную. Так создавалась ее неповторимость, а пластика и качество работы зависели уже от вкуса и профессионализма мастера.
В России первые опыты с лепным декором приходятся на время барокко. Для него характерны причудливые изгибы, ломаные линии, беспокойные ритмы. Лепнина барокко смягчает прямые линии стен и заменяет их характерными полукруглыми очертаниями.
Она превращается в легкий, полный движения узор. Мастера особенно охотно изображали в эту эпоху амуров и ангелочков, задрапированные ткани, букеты, гирлянды из фруктов, огромные валюты, картуши (декоративный щит или свиток), тяжелые, вычурные карнизы. Лепной декор часто превращался в своеобразную раму для большого потолочного плафона или настенного панно. Насыщенность такими украшениями сочеталась со сдержанным и строгим оформлением остальных поверхностей. Примеры такого декора можно найти во дворце Монплезир в Петергофе.
Во второй половине XVIII веке сказочная пышность барокко сменилась строгостью и лаконичностью классицизма. Этот стиль четко выделил все вертикали и горизонтали интерьера, которые подчеркивались лепным декором. Украшения сосредотачивались в определенных местах и не покрывали полностью стены и потолки. Гладкие поверхности противопоставлялись рельефу лепнины. Орнамент классицизма симметричен и лаконичен. На смену беспокойным, ломаным линиям и необычным формам барокко приходят прямые линии, правильные геометрические фигуры. Строгий классицизм создавал впечатление статичности, простоты и ясности.
В это время вся Европа увлекается античным искусством. Однако стиль древних греков и римлян не копировался полностью, а творчески применялся в классицизме. В лепном декоре часто цитировались античные формы: изображались листья аканта, розетки (круглые стилизованные цветки) и сюжеты.
В начале XIX века в Россию приходит новый стиль - ампир. Патриотический подъем того времени усилил внимание к военной теме. Горящие факелы, лавровые венки, военные атрибуты стали часто изображаться в декоре. Ампирный интерьер подчеркивал ощущение мощи, акцентировалось внимание на нерасчлененном монолите стены. Лепной декор усиливал это впечатление. Теперь рельефные композиции располагались в простых по форме нишах, которые предельно насыщались декором, скрывающим даже стену.
После некоторого периода бесстилья в конце XIX - начале XX веков в права вступает модерн. Лепной декор вновь обращается к кривым, текучим линиям, которые становятся простыми и лаконичными. Интерьеры модерна подчеркивали плавное соединение стен и потолков.
Многие стилевые направления XX века экспериментировали с лепниной. Они отличалась строгостью и геометрией. Сегодня в моде лепнина всех стилей: и барокко, и классицизма, и модерна и прочее. Эстетические пристрастия людей не изменились, упростилась лишь технология изготовления лепного декора.
Лепной декор помогает дизайнеру подчеркнуть архитектонику интерьера, установить гармонию восприятия всего жилого пространства. Используя накладной рельефный багет, дизайнер может разделить однообразно гладкие плоскости стен на отдельные участки, устанавливая между ними такие пропорции, сочетание которых приводит к классической ясности весь характер объемов оформляемого помещения. Применение одновременно с лепниной колонн различных стилей и пропорций, постаментов, консолей, ниш и куполов дает декоратору современных интерьеров прекрасную возможность напомнить великолепную историю классицизма, вновь оживить в архитектурном пространстве возвышенный покой ампирных особняков и поэзию русских усадеб.

Известны орнаменты из стилизованных морских волн, раковин, рыб, дельфинов, бордюрные рельефы, фризы в виде гирлянд, рогов изобилия, медальонов, из шишек, бутонов.покой ампирных особняков и поэзию русских усадеб.
Импульс, заданный декоративному орнаменту античностью, пронизал всю историю архитектурных рельефных украшений во всех дальнейших вариантах - классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир, - всегда даря интерьеру уравновешенность, нарядность, гармонию.
Технология изготовления и материалы
Сегодня технологический принцип создания лепных украшений и прост и сложен. С оригинального орнамента снимают форму (слепок), которая представляет собой как бы "негативное" объемное изображение оригинала. С этой формы и отливают нужное количество повторений, точно воспроизводящих оригинал.
Металлические формы весьма сложны в изготовлении, но, безусловно, оправдывают себя, исключая любую неточность геометрических размеров, когда лепнину отливают очень большими тиражами, а формы используют много лет. Однако конечная продукция, произведенная таким способом, сравнительно дорога. Силиконовые формы более распространены, хотя силикон и менее долговечен, все же он надежнее и проще в работе, точнее и тоньше воспроизводит оригинальные рельефы. Лепнина, вышедшая из силиконовых форм, достаточно хороша по качеству, ниже по цене.
Для получения качественных отливок используют ряд материалов, способных переходить из жидкого состояния в твердое без образования трещин и большой усадки. Прежде всего, это старый добрый знакомый и хорошо освоенный гипс, а также папье-маше, штукатурка, цемент, реже - металл.
Классическая лепнина изготавливается из гипса путем отливки или прессования и только потом прикрепляется к поверхностям. Гипс - самый древний, проверенный не одним тысячелетием материал, из которого изготавливается лепнина. Этот природный минерал обжигают и измельчают в порошок. Из разведенного с водой порошка получается пластичная масса, позволяющая отливать самые сложные скульптурные формы и добиваться высокой степени детализации рисунка. Однако в последнее время для нее очень активно стали использоваться различные цементосодержащие растворы и сухие смеси. Легкие детали можно посадить на специальный клей, гипс или цементные смеси. Для объемных тяжелых рельефов клея или раствора будет явно недостаточно, поэтому их дополнительно укрепляют штырями. Штыри впоследствии тщательно заделываются и маскируются.
Несложные рельефы можно создать в процессе штукатурных работ с помощью различных шаблонов. Такой метод называется "вытягиванием". Он особенно хорош для наружных работ и отделки фасадов, поскольку орнамент в этом случае является не "инородным" телом, а монолитом единого целого.
В последнее время в продаже появились различные лепные украшения, изготовленные из особо легких материалов - папье-маше, пенопласта, пластмассы и т.д. Они достаточно практичны в применении, более чем доступны в цене, но недолговечны и при внимательном рассмотрении "выдают свое происхождение". Их можно с успехом использовать в типовых квартирах или арендованных офисах. В помещениях, которые строятся "на века", такие украшения неуместны.
Но, как известно, ушедший ХХ век был веком имитаций. С шерстью начала конкурировать синтетика, с деревом - пластик. Досталось и гипсу. Появилась пенополиуретановая и полистирольная лепнина. Само собой, изготовители и продавцы лепнины из конкурирующих материалов красноречиво расписывают достоинства своего товара и недостатки чужого.
Если потребитель не поленится внимательно выслушать тех и других, а не остановится на первой попавшейся фирме, то у него может сложиться более-менее объективное представление о преимуществах того или иного материала.
Например, о полистироле. На поверку оказывается, что это обыкновенный пенопласт, но с мелким зерном. В строительных магазинах в основном продаются декоративные потолочные плинтуса и карнизы из полистирола. В отличие от тяжелой гипсовой лепнины этот материал почти невесом, поэтому хозяин квартиры может монтировать эти изделия самостоятельно.
Однако хотя производители лепнины из полистирола иногда уверяют, что она "внешне неотличима от гипсовой", разница все-таки есть. Одно дело, когда объемный рисунок представляет собой лишь ряд выступающих параллельных линий (самый распространенный вид профиля из полистирола), другое, когда хочется чего-нибудь посложнее.
…Есть из чего выбрать
Украшение стен и потолков декоративными элементами различных форм и рисунков - старинная архитектурная традиция. Мы говорим "лепнина" - и в представлении встают великолепные дворцы, музеи, усадьбы. Да, эта красота всегда требовала масштаба, средств и никогда не была украшением хижин.

В последние десятилетия она сумела войти в современное европейское жилье.
С распространением просторных и высоких квартир, качественного загородного жилья теперь тоже все чаще встречается использование рельефного архитектурного декора.
Как мы уже говорили, лепнина продается в виде отдельных модулей и элементов, из которых собирается единая композиция, соответствующая стилю и особенностям того или иного интерьера и вкусу создателя.
Карнизы, плинтуса, молдинги (бордюр для стен) - их производят многие отечественные и зарубежные фирмы. Они предлагают карнизы не только для украшения соединений между стеной и потолком, но и такие, которые закрывают места крепления штор, а также карнизы для скрытого освещения. Ленточные осветительные приборы располагаются внутри карниза. От перегрева карнизы защищены изнутри слоем фольги. Карнизы для скрытого освещения создают эффект "парящего" потолка, зрительно поднимают его. Молдингами украшают стены, мебель, рамы для зеркал, двери, а также стены.
К настенному декору относятся медальоны - гладкие, в виньетках, картушах или с цветочным декором внутри. Гирлянды, имитирующие лавровые античные, перевитые лентами, крепятся под карнизами, в верхней части стен.
Арочное обрамление составляется из стандартных секций, комбинируя которые можно эффектно и элегантно оформить пространство внутри ниши, дверной проем, а также книжные полки, бар и т.п.
Обрамление дверных проемов придадут завершенность угловые декоративные элементы. Филенка двери оформляется молдингами в том же стиле. Сверху, над наличником, может крепиться фигурный фронтон.    Накладными панелями можно украсить плоскости дверей. Это придаст им классический, торжественный вид. Комбинируя разнообразные панели, плинтус и наличники, можно придать классический облик самым обыкновенным дверям и стенам.
Накладные ниши можно комбинировать согласно собственному замыслу. Для подсветки таких ниш их дно изготавливается из матового белого оргстекла, под которым устанавливают светильник.
Колонны, полуколонны, пилястры предлагаются разных стилей - ионического, дорического, коринфского. Капители, стволы колонн, базы, а также постаменты под базы поставляются отдельно, и их можно варьировать.
Пьедесталы и кронштейны предназначены для скульптур, декоративных ваз, букетов, подсвечников и других аксессуаров. Кронштейны могут служить опорой книжным и каминным полкам, подоконникам и т.д.
Потолочные розетки используются вместе с люстрами. Для этого в центре розетки выполняется отверстие для проводов и элементов крепления.
Купола используют для украшения пространства потолка. Купол часто расписывают. Внутри можно повесить люстру.
Грамотно подобранный, лепной архитектурный декор обогащает и совершенно преображает весь художественно-пластический строй интерьера, как бы "возвышает" его образ, превращая обычное жилое помещение в уютные и нарядные апартаменты.